Богиня Мара

Тип статьи:
Авторская

Богиня Мара – одна из самых непонятых и загадочных Богинь славянского пантеона, даже среди многих, если не сказать большинства, язычников. Знания о ней были утрачены и сильно искажены после христианизации славянского языческого мира, а потому и отношение к ней весьма и весьма неоднозначно. Насажденная новая религия в буквальном смысле выбивала из людей веру в родных Богов, запрещая обращаться и произносить их имена, передавать знания о своей родной прежде вере. Но язычество не было уничтожено, хотя очень многое в культуре и вере предков было утрачено, что то больше, что то меньше. Многие понятия и имена Богов были выхолощены, стали отрицательными персонажами сказок, отворачивая людей, таким образом, еще сильнее от прежней веры. В том числе искажено было представление и о Богине Маре. Вспомните, например, сказку о злой и бессердечной Снежной Королеве. Так какова же по сути своей эта Богиня славянского пантеона, столь таинственная, несущая в себе и страх и благо? Сейчас, в современном мире, ее называют Марой многоликой, Марой Светлой, Марой Темной. Большинство ее воспринимают как славянскую Богиню Смерти, видят в Богине само воплощение смерти или даже демоническую силу. Другие, наоборот, относятся к ней как к Богине Перехода из одной формы жизни в другую (это связано с тем, что для язычника человеческая душа по сути своей бессмертна) и называют ее Богиней — Матерью. Одни ее почитают, обращаются за помощью, другие боятся и чуть ли не с паническим ужасом всячески избегают с ней «встречи», воспринимая подобную встречу равносильной встречи собственной смерти, а третьи опасаются, но почитают, стараясь при этом по возможности обходить стороной.

В этой статье попытаемся разобраться с тем, как же воспринимать эту Великую Богиню, Богиню-Мать, какой воспринимаю ее я, глазами язычника.

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что вера, культура и быт наших предков тесно связаны с природой и природными явлениями, и во многом с годовым ходом солнца. В языческом миропонимании само время является циклическим, все процессы годового цикла повторяются из года в год с изменением лишь характера протекания. Действительно согласно тому, как идет небесное светило (или планета вокруг солнца), так и зима переходит в весну, потом в лето, а лето – в осень, после которой вновь наступает зима. Здесь следует выделить три наиважнейших временных цикла, которые человек переживает в течении жизни, имеющие большое влияние как на самого человека, так и на природу в целом. Первый из них (малый) связан с вращением Земли вокруг оси и являет нам цикличность времени суток: смену дня и ночи. Второй, уже более протяженный по времени, обусловлен вращением нашей планеты вокруг Солнца. Это годовой цикл, воспринимаемый в виде смены времен года: зима – лето. И, наконец, третий это цикл рождения – смерти самого человека (равно как и любого другого живого существа). Да, можно вспомнить еще один немаловажный цикл – лунный. Однако его значимость, к сожалению, для многих не столь заметна как у вышеперечисленных временных циклов, хотя лунный цикл является весьма значимым! Он точно также делится на все те же самые фазы. Теперь отметим, что каждый из упомянутых циклов условно можно разделить на две фазы: фаза жизни (день, лето, непосредственно рождение и жизнь) и фаза сна или смерти (ночь, зима, уход из жизни или смерть).Обозначение фаз рассматриваемых временных циклов совершенно условны, и взяты именно такими для удобства дальнейшего описания, и в каждом из циклов они имеют нечто общее1. Так, например, ночь – это темное время суток, время, когда практически все (за исключением ночных животных) в природе приходит в состояние покоя и сна. Недаром говорят «ночью все словно вымирает». День же, напротив, являет собой бурление жизни, активной деятельности. Аналогично обстоит дело с зимой и летом. Зимой даже продолжительность ночи превосходит продолжительность дня, и это период, когда все в природе замирает, засыпает (а подчас и вовсе уходит в «мертвое состояние» из которого уже больше не возвращается), чтоб потом вновь пробудиться и ожить к лету. И, наконец, все те же самые процессы в цикле рождения – смерти. Вполне резонно сделать предположение о наличии более глобальных аналогий с точки зрения природы данных циклов и их характерных особенностей.

Теперь вспомним о том, что уход человека из жизни, или смерть в общепринятом понимании, связывают с Богиней Марой. А умирая, человек из мира проявленного переходит в мир непроявленный (из мира яви — в навий мир). А Богиня Мара относится именно к темным или, иначе, к навьим богам! Точно также, в кологодней обрядности Маре отводят зимнее время года, то есть фазу «смерти» годового цикла! Таким образом, прослеживается определенная закономерность, позволяющая утверждать, что аналогичный период в дневном цикле, так же связан именно с этой Богиней. Тут напрашивается еще один небольшой штрих. Если обратить внимание на сон, то вполне можно утверждать, что спящий точно также прибывает в непроявленном мире (не в яви, а в нави). В это время его сознание в какой- то степени отделено от физического тела и он не контролирует происходящего в окружающем пространстве. Тем не менее, все прекрасно знают из своего жизненного опыта, что после зимы или ночи наступает пробуждение (весна или утро, соответственно) с последующим расцветом природной яри и жизни. Напрашивается вопрос, как могла зародиться жизнь (или жива) или каким образом она могла сохраниться, чтоб вновь расцвести в том, что умерло при наступлении мертвой фазы? И тут Вы, естественно, будете правы, утверждая, что все это обусловлено внутренними природными биоритмами, протеканием естественных природных процессов! Но, согласитесь, процессы потому и естественны для нас, что мы видим их непрерывное циклическое течение и воспринимаем их как само собой разумеющееся, как нечто привычное.В таком случае, почему наиболее важный для каждого живого существа цикл, цикл жизни и смерти, должен по своему естеству как то отличаться? С другой стороны, если человек ушел из жизни, то каким образом продолжается для него его повторяющаяся череда смены жизни и смерти? Вполне вероятно, что в этом случае, дальнейшим шагом является следующее его перерождение, или новое воплощение, новая жизнь, с которой все та же человеческая душа просыпается из небытия в новом теле, возвращается из мира нави в проявленный мир. Но над этим всем стоит Мара! И при этом, она все также Богиня смерти, жница человеческих жизней? Осмелюсь высказать свое восприятие по этому вопросу — нет! В данном случае Богиня Мара является ни кем иным, как Богиней, сохраняющей в том, что умерло саму Жизнь, которая потом с наступлением фазы пробуждения, расцветает с новой силой! Это Богиня – проводник Жизни через мертвый период, Богиня – хранительница жизни в фазе смерти. А если говорить в более глобальном понимании, Богиня Мара, как сейчас модно говорить, это Богиня трансформации жизни из одной формы существования в другую.

Теперь выясним, почему Мару одновременно называют еще и Матерью и при этом связывают со Смертью. Мы прекрасно понимаем, что языческая культура и вера зародились задолго до того как человек вкусил плоды современной цивилизации и современных технологий. Если обратить свое внимание на те времена, когда медицина не была так развита как сегодня, когда смертность, в том числе и при родах, была весьма велика, то кто как ни мать – роженица прежде всех остальных лицом к лицу сталкивалась с таинством рождения ребенка, будь он рожден живым или мертвым. Именно ей, как никому другому, приходилось лоб в лоб встречать зарождение новой жизни или смерти, оплакивая мертворожденное дитя. Об этом упоминается в работах Александры Барковой. Тут хочется вспомнить одно высказывание: часто околоплодные воды называют слезами Мары. Теперь так же становится ясно, почему. Матери, вынашивая и рожая детей, заранее тревожились о здоровье малышей, о том, чтоб дитя народилось крепким, и, естественно переживали и о том, чтоб ребенок родился живым. Теперь понятно, почему у язычников Мара – мать, и она же связана и со смертью?

Хорошо, с рождаемостью разобрались, но как воспринимать смерть взрослого человека и как ее сопоставить с Марой, как «Богиней — хранительницей Жизни», забирающей из мира живых в мир мертвых? Тут тоже все просто, если воспринимать ее как хранительницу именно Жизни, а не жизни отдельно взятого человека. Ради спасения и сохранения Жизни в более глобальных масштабах, увы, приходится забиратьна «переплавку» в мир нави тех, чья жизнь (хотя правильнее было бы сказать «чье тело»), по причине болезней более не в состоянии развиваться прежним образом не причиняя мучений самому человеку, и не мешая жизни других. Таким образом, Богиня Мара способствует развитию Жизни, освобождая, с одной стороны человека от мучений и, с другой стороны, как бы это ни было больно близким, освобождения их для дальнейшего развития и Жизни от смертельно больного человека или не имеющего возможности полноценно жить и функционировать.

Таким образом, подытоживая, можно сделать следующие выводы.

Во-первых. Аналогично зимнему периоду, фаза «смерти» всех остальных временных циклов (ночь, новолуние, зима, человеческая смерть) относятся ко времени «царствования» Богини Мары. Ее время – зима, ночь. Потому ее и воспринимают ошибочно только как Богиню Смерти.

Во-вторых, Богиня Мара является как Богиней Смерти, так и Богиней- хранительницей Жизни, если не сказать больше – Богиней Жизни, сохраняющая саму жизнь в прохождении любого из упомянутых временных циклов через фазу смерти, чтобы дать ей вновь пробудиться с завершением этой фазы.

В-третьих, выступая в роли Богини Смерти, забирая жизни, она все также является Богиней – хранительницей Жизни, предотвращая «заражению» здоровых от больного и дающей освобождение от мучений. Тут Богиню Мару можно рассматривать еще и как Богиню – избавительницу от мучений.

В-четвертых, Мара – Богиня Мать, являющая собой таинство и рождения и Жизни и Смерти.

Стоит так же отметить, что это лишь часть того, как являет нам себя эта во-истину Великая Богиня, Матушка Мара.

_________________________________________________________________________________

1 Сделаю маленькое отступление. Есть сведения, что в старину эти временные циклы действительно делились именно на 2 фазы, а не на четыре. Это уже позже, с изменением мировоззрения и ментальности языка, появились промежуточные понятия и фазы: утро (весна), вечер (осень).

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!